Тесты креативности и диагностика творческих способностей
В исследованиях различных Авторов «… были обнаружены значимые
отрицательные корреляции между некоторыми показателями
исследовательского поведения и творчества [...]. Например, точность
прогноза поведения исследуемой системы, который делали испытуемые,
отрицательно коррелировала с оригинальностью по тесту креативности.
Простейшая
житейская интерпретация этой статистической зависимости состоит в
следующем: люди, склонные к выдвижению чересчур оригинальных идей,
обычно не очень точны в предсказаниях поведения реальных систем.
Из
фактов отрицательных корреляций между различными тестами познавательных
способностей вытекают очень важные практические следствия. Например, в
России для оценки познавательного развития используются в абсолютном
большинстве случаев только тесты интеллекта, стандартизованных тестов
исследовательского поведения нет.
Это означает принципиальную
односторонность, кособокость получаемых результатов, которую
необходимо учитывать хотя бы на качественном уровне. А именно, если
ребенок получил низкий балл по тесту интеллекта, это еще не дает
достаточно оснований для пессимизма, в который впадают в такой
ситуации некоторые родители и педагоги. С большой вероятностью этот
ребенок получил бы высокий балл по тесту исследовательского поведения,
т.е. проявился как достаточно хороший исследователь новизны и
неопределенности, способный самостоятельно ставить и решать
исследовательские задачи при реальном взаимодействии с объектами.
К
сожалению, верно и обратное: если ребенок получил высокий балл по
тесту интеллекта, есть большая вероятность того, что он получил бы
более низкий балл по тесту исследовательского поведения, и следует
обратить внимание на развитие его исследовательского потенциала. Учет
этих индивидуальных различий важен и при обучении.
Учащиеся-"экспериментаторы"
с доминированием индуктивного стиля познавательной деятельности
оказываются в чрезвычайно невыгодных условиях по сравнению с
учащимися-"теоретиками", предпочитающими дедуктивный стиль, поскольку
европейская система образования ориентирована именно на последний.
Дж.Ф.
Бекман и Ю. Гутке предположили, что посредником между тестами
исследовательского поведения и тестами интеллекта могут быть тесты
обучаемости, диагностирующие способность приобретать знания через
обратную связь. Они провели исследование связи между решением сложной
исследовательской задачи, тестами обучаемости и тестами интеллекта.
Взрослым испытуемым предлагалось исследовать компьютерную среду с
множеством неизвестных связей между переменными, выявить эти связи и
управлять всей системой, удерживая переменные в требуемом диапазоне.
В эксперименте измерялось два параметра.
1. Приобретение знаний
о системе: в конце эксперимента испытуемых спрашивали, существуют ли
связи между определенными переменными в системе, и оценивали
правильность их ответов.
2. Использование приобретенных знаний:
оценивалось по среднему отклонению управляющих воздействий испытуемого
от оптимальных, требуемых для удержания системы в заданном режиме.
Помимо
этого испытуемые тестировались по одному из немецких тестов интеллекта
и по одному из тестов обучаемости. Обучаемость оценивалась как мера
улучшения выполнения теста после специально проведенного с испытуемым
обучения. Оказалось, что непосредственная корреляционная связь между
показателями приобретения знаний и тестом интеллекта не была значимой.
Но приобретение знаний положительно коррелировало с тестом обучаемости
и использованием знаний, а использование знаний — с тестом интеллекта и
тестом обучаемости.
Таким образом, тесты интеллекта теснее
связаны с использованием знаний, а не с процессом их приобретения.
Тесты обучаемости могут служить посредником между показателями
приобретения знаний об объекте (т.е. показателями исследовательского
поведения) и тестами интеллекта.
Итак, можно утверждать, что
тесты интеллекта разработаны в большей степени как тесты использования
ранее приобретенных знаний для решения кем-то придуманных четко
сформулированных задач, а тесты исследовательского поведения — как
тесты приобретения новых знаний при постановке и решении своих,
оригинальных задач в условиях неопределенности.
Используя
термины Ж. Пиаже, можно сказать, что тесты исследовательского поведения
в большей мере относятся к тестам способностей к аккомодации, а тесты
интеллекта — к тестам способностей к ассимиляции. (Аккомодация —
изменение схем действия при столкновении с новым объектом; ассимиляция
— включение объекта в уже имеющиеся схемы.) Подчеркнем, что сам Ж.
Пиаже понимал интеллект как единство аккомодации и ассимиляции, т.е.
вкладывал в понятие интеллекта более широкое содержание, чем то,
которое операционально заложено в традиционных тестах интеллекта и
тестах исследовательского поведения».
Психология конкуренции в обучении, Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2006 г., с. 109-112.