Главная | Творчество | Мой профиль | Выход

Суббота, 18.Май.2024, 09:15:18
Вы вошли как гость | Группа Гости |RSS
 

Общее [6]
немного теории и советов ...
Художники [1]
Я, дядюшка, готовлюсь в артисты... художником быть хочу ...

200

Перерождения нашего болдёжника,вам нравится??
Всего ответов: 26

Главная » Статьи » История искусств » Общее

Творческое мышление: причины возникновения и способы достижения (1 часть)
Предисловие

Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Именно это желание побудило меня взяться за перо и написать книгу, посвященную причинам, приводящим к превращению обычного человека в неповторимую творческую индивидуальность. Насколько хорошо она у меня удалось решать Вам - Уважаемый Читатель.
Надеюсь, что этой книгой заинтересуются студенты, школьники и их преподаватели. Много интересного и полезного для себя найдут в ней и люди, повседневная профессиональная деятельность которых так или иначе связана с творческим мышлением: бизнесмены, менеджеры, инженеры, учёные, художники, писатели, поэты, композиторы, артисты и т. д., а также все те, кто интересуется механизмами и технологиями, лежащими в основе творческого мышления.

1. Размышление о грешнике и праведнике

Было время, когда я очень долго размышлял над тем, что толкает праведника к добродетели, а грешника к совершению всё новых и новых грехов. Я очень долго не мог найти ответ на этот вопрос, но потом меня неожиданно осенило: и тот и другой стремятся к приятным эмоциям. Только у одного эти приятные эмоции связаны с праведным и добродетельным образом жизни, а у другого - с совершением грехов, растлением и развратом.
Ответив на этот вопрос, я понял, что абсолютным большинством людей управляет инстинкт самосохранения (каждый боится за свою жизнь и/или испытывает опасения по поводу условий своего существования) и стремление к приятным эмоциям, и, что только очень упёртый аскет или фанатик по собственной воле станет ограничивать объём безвредного удовольствия.
Разница между грешником и праведником лишь в том, что грешник не боится божьей кары, и его стремление к приятным эмоциям целиком и полностью зависит от его крайне изменчивой и абсолютно непредсказуемой биологической природы. Праведник же боится божьей кары за грехи, и его стремление к приятным эмоциям до некоторой степени контролируется его моральными убеждениями и его религией. В сильно продвинутых случаях моральные убеждения и религия становятся самостоятельными источниками эмоционального наслаждения.
Более глубокие размышления о влиянии эмоционального фона на жизнь человека привели меня к выводу о том, что почти любой нормальный человек вполне способен стать неповторимой творческой индивидуальностью.

2. Эмоции и чувства

Человеческий мозг (в принципе почти то же самое можно сказать и про мозг высших животных) представляет из себя сложнейшую биологическую машину, в недрах которой возникают и протекают не только нервные импульсы, но и великое множество очень сложных биохимических реакций. Некоторые из этих реакций порождают ощущения, именуемые эмоциями и чувствами, благодаря которым мозг не только мыслит и оценивает, но и – радуется и грустит, восхищается и презирает, любит и ненавидит, хочет и не хочет, верит и не верит…
Эмоции и чувства могут порождаться как внешними, так и внутренними причинами. Но вне зависимости от природы породивших их причин они моментально вступают в условно-рефлекторную связь с любой воспринимаемой в данный момент информацией – внешними событиями и внутренним состоянием организма.

3. Обучение и работа

Очень важной разновидностью внешних событий является приобретение и применение знаний и трудовых навыков – обучение и работа. Приобретаемые знания и трудовые навыки моментально вступают в условно-рефлекторную связь с существующими на данный момент эмоциями и чувствами. Во время работы, когда мы применяем полученные раннее знания и трудовые навыки, мы начинаем непроизвольно вспоминать и сопровождавшие их приобретение эмоции и чувства.

4. Стремление к приятному

Любое живое существо (из тех, кто способен испытывать хотя бы некоторое подобие эмоциональных состояний) стремится к приятному и старается избегать неприятного. Биологический смысл здесь в том, что, стремясь к приятному, мы достигаем полезного, а, избегая неприятного, избегаем вредного, разрушительного. В силу разных причин этот механизм может давать сбои, и тогда, стремясь к приятному, живое существо разрушает свой организм, подтачивает своё здоровье и сокращает жизнь, а, избегая неприятного оно избегает полезного. Минутное удовольствие порой бывает причиной долгих страданий.
Всё это наводит на мысль о том, что стремление к приятному должно находиться под очень жёстким контролем разума. Неразумное стремление к приятному доводит до уголовных преступлений, порождает алкоголизм и наркоманию, способствует распространению венерических заболеваний и т.д.
Наличие большого количества лиц употребляющих алкоголь, табак, наркотики и т. п., говорит нам о том, что стремление к приятному в ряде случаев способно пересилить и разум и инстинкт самосохранения вместе взятые.

5. Обработка информации

Стремление к приятному влияет практически на всё, в том числе и на процессы, связанные с запоминанием и обработкой информации. Результатом этого влияния является непроизвольное стремление мозга к тому, чтобы забывать всё плохое и запоминать всё хорошее.
Выражаясь по другому, мы склонны забывать те события из своей жизни, которые вызвали у нас неприятные эмоции, и запоминать события, вызвавшие у нас положительные эмоции. Благодаря этому, практически любое воспоминание о прошлом является источником положительного эмоционального фона. При помощи условно-рефлекторной связи того или иного события с отрицательными эмоциями Зигмунд Фрейд, в своё время, пытался объяснить все случаи забывания.
Исключение из этого правила составляют только события, связанные с реальной или потенциальной, действительной или мнимой угрозой для жизни, материального благосостояния, положения в обществе и сексуального статуса.
Поскольку забываются далеко не все неблагоприятные события, то для увеличения удовольствия требуется хотя бы временная их нейтрализация, выражающаяся в избегании их воспоминания по мере возможности. Гораздо приятнее возвращаться к раннее пережитым положительным впечатлениям: Вы пережили замечательные минуты наслаждения. Ваш мозг запомнил всё вплоть до мельчайших деталей. И теперь, как бы заняты Вы не были, Ваши мысли время от времени всё равно будут возвращаться к ранее пережитым сладостным ощущениям, и тогда помимо Вашей воли в Вашем мозгу будет происходить очень сильная химическая реакция, и Вы, пусть слабее, но будете вновь испытывать те же самые приятные эмоции.
Но это ещё не всё. В погоне за всё новыми и новыми наслаждениями наш наркоман-мозг ещё любит составлять коктейли из самых разнообразных по силе и источнику происхождения, приятных эмоций. Данный процесс приводит к появлению очень большого числа ассоциаций из связанных с этими приятными эмоциями знаний, навыков, впечатлений.
Стремление к приятному влияет и на наш интеллект. Весьма важным источником внутреннего удовольствия являются чисто механические интеллектуальные забавы с приятными знаниями, навыками, впечатлениями – анализ, синтез, сортировка. Наш интеллект очень склонен самыми различными способами расщеплять на составные части ассоциации, возникшие на базе эмоциональных коктейлей (механический анализ). Помимо этого ему нравится заниматься сборкой сложных ассоциаций из более простых компонентов (механический синтез) и сортировать ассоциации, по любому наугад взятому признаку. Механические интеллектуальные забавы, как правило, непроизвольны и очень редко оказываются в сфере видимости нашего сознания.

6. Полёт фантазии

Получаемые таким образом ассоциации являются питательной средой для нашей фантазии – строительным материалом, из которого она лепит самые разнообразные конструкции, именуемые плодами фантазии. Если их мало, то наша фантазия ущербна, бедна и ограничена. Невозможно написать стихотворение, если в вашем мозгу изначально не роятся рифмы. Если же они есть, но их не так много, то стихотворение может быть и получится, но вряд ли это будет шедевр.
Поэт мыслит стихотворными рифмами. Писатель – выраженными в словах событиями, ситуациями, сюжетными линиями, а также динамикой их саморазвития. Художник – мысленными картинами и зрительными образами (прежде чем написать картину на холсте, её нужно нарисовать в голове). Математик – числовыми соотношениями, логическими правилами, переменными величинами, абстрактными объектами, свойствами этих объектов, и вытекающими из всего этого обобщениями. Рабочий – последовательностью трудовых навыков, танцор – танцевальными па. Мастер воинских искусств – боевыми приёмами и их последовательностями, а также динамикой саморазвития боевых ситуаций. Примерно то же самое можно сказать и про полководца. Его отличие от мастера боевых искусств лишь в том, что они мыслят о том же самом, но применительно к разным объектам. Мастер боевых искусств мыслит применительно к конкретному человеку в конкретной ситуации (прежде всего к себе и своим противникам), а полководец применительно к боевым единицам крупнее отдельного человека (взводам, ротам, батальонам, полкам, дивизиям, армиям и их соединениям, родам войск и их взаимодействиям), боевая ситуация для него - это поля сражений и театр военных действий.
Сущность фантазии – это мысленное моделирование и строительство. И зависит здесь всё только от двух параметров – замысел архитектора и степень богатства и разнообразия в исходном мыслематериале: чем его будет больше и чем он будет подвижней, тем больше замыслов может быть у архитектора и тем больше возможностей у него для их реализации.

7. Обучение и приятные эмоции

Размышления о стремлении к приятному и его влиянии на процесс обучения привели меня к очень важному практическому выводу: Обучение, связанное с приятными эмоциями, легко и безболезненно войдёт в нашу «плоть и кровь», а обучение, связанное с неприятными эмоциями, скорее всего забудется. Знания и трудовые навыки, приобретение которых было связано с неприятными эмоциями, либо забываются, либо лежат мёртвым грузом и применяются шаблонно.
Люди не любят вспоминать неприятное. А если человек не любит, а следовательно и не хочет вспоминать неприятно полученные им знания, то о каком творчестве может идти речь? Отсюда вытекает ещё один очень важный практический вывод: Путь к творчеству лежит через обучение, связанное с приятными эмоциями.

8. Творчество в экстремальных условиях

В процессе биологической эволюции были выработаны специальные аварийные механизмы, включающиеся под влиянием внешней угрозы и создаваемой ею экстремальной ситуации. Они делают нас способными к творческому применению всех приобретённых нами знаний и трудовых навыков вне зависимости от их связи с положительными или отрицательными эмоциями. В критической ситуации мозг, как правило, работает наиболее эффективно (если не впадает в ступор и панику). И именно в этот период он может становиться способным на величайшие творческие озарения.
Существование аварийных механизмов делает весьма заманчивой идею использования экстремальных условий в качестве средства повышения творческого потенциала. Идея сама по себе замечательная, но следует помнить, что творчество, порожденное внешней угрозой и создаваемыми ею экстремальными ситуациями, всегда направлено на поиск средств устранения внешней угрозы и поиск путей выхода из создавшейся экстремальной ситуации. После того как они будут найдены и реализованы, всё возвратится на «круги своя». Знания и трудовые навыки, связанные с отрицательными эмоциями, «ложатся на дно». Связанные с положительными - продолжают прокручиваться в мозгу и образовывать всё новые и новые непроизвольные ассоциации. Из знаний, связанных с отрицательными эмоциями, мозг будет продолжать прокручивать лишь те, которые постоянно применяются или связаны с какой-либо вновь возникшей реальной или воображаемой угрозой.
Всё это приводит к тому, что для создания постоянной способности к максимально возможному творческому мышлению постоянно необходимы такие условия, которые воспринимались бы как внешняя угроза. За примерами ходить далеко не надо: «Будешь плохо учиться, будешь или лишён стипендии, или отчислен из института»; «Будешь плохо работать – будешь или уволен, или будешь получать маленькую зарплату»; «Если в течение полугода ты не подашь хотя бы одно рационализаторское предложение, то ты будешь уволен или будешь переведён на менее квалифицированную работу» и т.д. Для того, чтобы всего этого избегать, нужно постоянно хорошо учиться, постоянно хорошо работать, раз в полгода делать хотя бы одно рационализаторское предложение и т.п.
Создание экстремальных внешних условий очень эффективно экономически, но при этом следует помнить, что постоянная внешняя угроза – это постоянный стресс, который рано или поздно начинает подтачивать здоровье человека и расшатывать его психику. Со временем это приводит к самым разнообразным болезням, нервным срывам, немотивированным уголовным преступлениям и т.д.
И ещё, направленность творческого мышления на выход из создавшейся экстремальной ситуации достаточно часто приводит к целому вееру других, крайне нежелательных, побочных последствий. Вот лишь некоторые примеры: Школьники и студенты вместо того, чтобы честно готовиться к экзаменам, начинают думать о том, как хорошо сдать экзамен, не зная предмета (или плохо зная его). Инженер и научный сотрудник вместо дающей реальные результаты честной работы, начинают думать о том, как «пустить пыль в глаза» начальству. Начальство же, в свою очередь, вместо того, чтобы создать что-то своё, начинает думать о том как стать соавторами (и это в лучшем случае) у своих талантливых подчинённых. На этом поприще они проявляют такую массу творческой изобретательности, что просто диву даёшься. Данный список можно продолжить практически до бесконечности.
Учёт подобных последствий делает меня непримиримым противником регулярного использования экстремальных условий в качестве средства для повышения творческого потенциала. То, что полезно и хорошо в ограниченные промежутки времени, далеко не всегда полезно и хорошо в качестве постоянного жизненного фона. Это всё равно, что заставлять бежать марафон со спринтерской скоростью.




Источник: http://www.superidea.ru/2007/08/24/tvorcheskoe_myshlenie_prichiny_vozniknovenija_i_sposoby_dostizhenija.html
Категория: Общее | Добавил: sovushka (11.Окт.2009) | Автор: Сова Ирина
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Всё аниме тут! Uwcrew.my1.ru


с нами всего 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


sovushka © 2024